Несколько советов по работе с PTGUI

Работать в программе PTGUI я начал еще в 2009 году, когда практически ничего не знал о панорамной фотографии. Помимо этого редактора я так же использовал софт Autopano Giga и средства программы Photoshop для склейки панорамных изображений, но результат меня не устраивал, видимо, по причине неудобства данных инструментов (я нисколько не хочу очернить программы и труд разработчиков, просто мне удобнее работать в PTGUI). Эту статья- первая в серии посвященной тонкостям работы в программе PTGUI. Надеюсь, она будет полезна для начинающих фотографов.

возможности ptgui

Программа обладает уникальным функционалом, который способен решить практически любую проблему, с которой сталкивается панорамный фотограф при склейке своих изображений. То, что в том же фотошопе можно решить с помощью уймы слоев и масок, в PTGUI решается более простыми средствами и с меньшей потерей времени. Я постараюсь ответить на самые распространенные вопросы по работе в этой программе.

как выровнять горизонт в панораме

Многих начинающих панорамных фотографов мучает этот вопрос. Кривой, неровный горизонт- действительно довольно серьезный вопрос. Каждому хочется, чтобы его фотография выглядела достойной на фоне остальных. Кстати, я рассказывал о нескольких простых правилах съёмки, придерживаясь которых можно избежать завала горизонта. Но если это всё же случилось, то вот вам решение.ptguiпосле того, как я забросил фотографии в программу, окно предпросмотра выдало мне вот такую нелецеприятность. Оговорюсь сразу- данную панораму я делал с рук, а в этом случае заваленный горизонт при склейке не редкость. Начинаем исправлять!

Способ первый:

  • зажимаем правую клавишу мыши (при этом курсор мыши будет выглядеть как две перекрещивающихся стрелочки) и тащим один из углов панорамы в нужную сторону. В моем случае, это правый угол панорамы, который нужно поднять вверх до уровня остальной композиции.ptguiкак видите, горизонт удалось выровнять на глаз, ориентируясь на визуальные направляющие. Если тянуть за середину изображения, то края панорамы будут уходить вверх или вниз.

Способ второй:

  • горизонт так же можно выровнять с помощью вертикальных направляющих. Способ не стал широко известен из- за его некоторой сложности. Этот способ я обычно применяю в работе со сферическими изображениями в 360 градусов, когда готовлю панорамы к дальнейшему программированию виртуального тура. В этом случае требуется наиболее точно выставленная линия горизонта.

Делается это следующим образом: переходим во вкладку “control points”, которая находится в основном рабочем окне программы.ptguiВыбираем в левом и правом окнах одинаковые изображения. Изображения должны быть с ярко выраженными вертикалями. Левой кнопкой мыши указываем на верх вертикальной линии в левом окне, и низ в правом окне. Внизу, где указываются координаты контрольных точек должна появиться надпись “Vert. line”, она говорит о том, что программа понимает вертикаль. Не бойтесь выставлять вертикали на других кадрах- так изображение станет только точнее.ptguiptguiПомните, если вы ошиблись, или программа пересчитала вертикали иначе, можно поправить результат руками, с помощью первого способа.

как указать центр панорамы 

Порой, программа выставляет центр композиции исходя из собственных алгоритмов, совсем не там, где он изначально задумывался.ptgui

В этом случае, вы можете указать его самостоятельно. Для этого нужно выбрать вот эту пиктограмму (при наведении на нее мыши появится надпись “set center point”), и ткнуть левой кнопкой мыши в место предполагаемого смыслового центра композиции:ptgui

Вуаля! Всё сразу встало на свои места:ptguiК слову, на фотографии реновированный квартал Роттерамана, город Таллинн.

как подрезать панораму

Признаться, я тоже долго ломал голову над этим вопросом, инструкция к PTGUI (как и сама программа) не переведена на русский язык, и читать ее несколько затруднительно. Конечно можно по старинке, обрезать панораму в фоторедакторе, но это лишние действия, которые отнимают драгоценное время. К тому же гораздо проще сделать все необходимые манипуляции в PTGUI до экспорта изображения, тем самым уменьшив его размер (к чему все эти пустые пиксели?).ptguiНа примере еще одной панорамы квартала Роттермана в Таллинне я покажу как обрезать пустые пиксели. Убирается пустое место проще простого: подводим к низу окна предпросмотра курсор и видим, он изменился (курсор будет выглядеть как перечеркнутая двусторонняя стрелка). Затем, зажав левую кнопку мыши и не отпуская её тянем желтую направляющую (она обязательно появится!) до нужного нам предела.ptgui иваблог
Часть изображения, которая скрыта этой полосой при экспорте изображения учитываться не будет, проще говоря, обрежется. Данную процедуру можно проводить с любой из четырех сторон будущей панорамы.

как изменить вид панорамы в ptgui

Допустим, мы склеили какое- то изображение, но нам очень хочется посмотреть, как оно будет выглядеть в других проекциях. В моем понимании, панорама похожа на конструктор, который можно складывать каждый раз по разному и получать новый результат, особенно в случае со сферическими панорамами.

У нас есть исходное изображение, но нам хочется чего- то эдакого..ptgui иваблог(прошу не заострять внимание на пустотах в местах зенита и надира- я очень редко их снимаю, предпочитая дорисовывать позже)

Переходим в меню окна предпросмотра, выбираем вкладку “Panorama Editor”- “Projection” и начинаем экспериментировать..ptgui иваблогЛично мне очень нравится меркаторная проекция- на мой взгляд панорама выглядит более скомпонованной. Но на вкус и цвет, как говорится, все фломастеры разные.ptgui иваблогТак же для творческих задач очень хорошо подходит поворот панорамы в плоскостях. Совмещая его с разными проекциями можно добиваться очень интересных результатов. Поворот осуществляется так же через меню окна предварительного просмотра PTGUI: Panorama Editor- Edit- Numerical Transform.ptgui иваблогptgui иваблог

Параметр Yaw отвечает за отзеркаливание изображения;

Параметр Pitch позволяет обогнуть панораму вокруг собственного центра;

Параметр Roll переворачивает изображение с ног на голову. В итоге получаем нечто такое 🙂

ptgui иваблог

В скором времени я опубликую еще одну статью, где расскажу, как работать с контрольными точками панорамы и вариантах экспорта панорам. Оставляйте комментарии к этой статье, буду рад ответить на ваши вопросы.

Так же, я написал две статьи по работе в PTGUI: о том как склеить панораму, и о том как склеить проблемную панораму. Думаю, вам будет интересно ознакомиться и с этим материалом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.