Многие, как начинающие, так и всерьез увлекающиеся фотографией хотя бы раз задавались вопросом, как сделать хорошую фотографию на мобильный телефон? В этой статье я расскажу о тех приемах, которыми пользуюсь сам. В данной статье будут рассматриваться исключительно технические приемы для получения отличных мобильных фотографий, которые, впоследствии можно будет печатать. Обратите внимание, обсуждения того как сделать селфи, общую фотографию на фоне какой- нибудь достопримечательности и прочий информационный мусор, здесь не будет! (статья длиннющая!!!)
немного теории
Кстати, а что вообще можно назвать мобильным устройством? Понятно, что под это определение однозначно попадают все смарфоны, однако, кроме них существуют еще планшетные компьютеры, квадрокоптеры (благодаря их сравнительно небольшим размерам их тоже можно отнести к разряду мобильных устройств), экшн камеры, например Gopro, компактные цифровые фотоаппараты, а так же фотокамеры моментальной фотографии, instax или старый добрый Polaroid. Проще говоря, все устройства для фотосъёмки обладающие небольшими размерами. Часто, выезжая на объект к заказчику для предварительной оценки работ, я делаю для себя фотографии на мобильный телефон, тем самым определяя точки для съёмки. В этом мне помогают те правила, о которых речь пойдет ниже.
Как и у большинства современных людей, в моих руках побывал не один мобильный телефон, но большинство своих фотографий были сделаны камерами телефонов iPhone 5S и Xiaomi Redmi Note 4. Камеру последнего телефона я считаю лучшей из всех на которые доводилось снимать, однако статья не о сравнении технических характеристик камер разных устройств, и останавливаться на этом я не буду, всю интересующую информацию можно найти на сайтах производителей техники. Эта статья является сокращенной версией открытого мастер- класса по съёмке на мобильные устройства, который я давал в начале марта в рамках студенческой недели в одном из молодежных центров Набережных Челнов.
Итак, рассмотрим несколько правил для получения отличной фотографии на мобильный телефон:
Правило девяти третей
Как и в обычной фотографии, в мобильной одним из основных принципов является принцип правильного построения кадра, так называемый принцип композиции. Одним из самых распространенных приемов является принцип золотого сечения, или как его еще называют, принцип девяти третей.
Вы наверняка обращали внимание на непонятную на первый взгляд сетку, которую можно включить или выключить в настройках мобильного телефона:
Все очень просто, это так называемая сетка девяти третей, которая поможет фотографу гармонично расположить объекты фотосъёмки в кадре, а так же определить передний (основной) план композиции, и задний. Например, линия горизонта в пейзаже всегда должна занимать две трети кадра, либо большую, либо меньшую его часть:
Благодаря такому расположению линии горизонта кадры могут выглядеть более привлекательно на фоне основной массы других. Рассмотрим еще несколько примеров применения правила девяти третей в мобильной пейзажной фотографии:
На мой взгляд, особенно хорошо смотрятся фотографии сделанные сверху вниз, опустив камеру чуть- ниже, то есть, заняв 1/3 линией горизонта, можно отлично продемонстрировать перспективу.
Иногда, можно пренебречь этим правилом, и суть кадра от этого не изменится. Кадр из второй поездки в Лаишево я продублировал связкой камеры Nikon D800 и объектива Nikor 24-70 f2.8 с накрученным на него недорогим поляризационным фильтром Fujimi.
Так же, объекты, содержащие основной смысл композиции можно размещать на стыках перпендикулярных линий этой сетки, как бы оставляя место для взгляда. Этот прием очень часто применяют в кино. В качестве примера возьму фильм Антона Корбайна «Контроль», который целиком снят по этой сетке:
Можно увидеть, что акцент кадра смещен на тарелки, которые расставлены таким образом, чтобы давать зрительное представление о расстоянии между главными героями фильма.
Фигура на переднем плане, и фигура на заднем плане находятся практически строго на пересечении линий.
Здесь главный герой находится на верхнем перекрестье, что дает так называемый «воздух» в кадре, зритель лучше воспринимает изображение подобного характера. Я бы назвал этот кадр чисто европейским. Дело в том что европейский человек читает информацию, текст, или изображение практически всегда слева направо, сверху вниз. Опираясь на этот базис можно смело фотографировать абсолютно любой сюжет: пейзаж, портрет, режимные моменты, да что угодно!
Так же объекты в кадре можно размещать не только на пересечениях линий, но и на одной из вертикальных линий. Очень эффектно это смотрится на пейзажах:
Здесь я разместил дерево как главный объект фотографии слева, строго по крайней вертикальной линии, тем самым показал, где именно находится это дерево, создал тот самый «воздух». Кстати, фотография сравнительно свежая, была сделана пару недель назад неподалеку от села Мальцево, что находится в Елабужском районе, Татарстан.
Изгиб дороги приходится на правое нижнее перекрестье линий показывая перспективу местности.
Новодел в центре Калининграда.
Со временем, при должной практике, необходимость пользоваться сеткой девяти третей отпадет, так как глазомер и фантазия разовьются довольно хорошо, и без труда будет получаться заранее мысленно расставлять все объекты в кадре перед съёмкой. На мой взгляд, это основное правило фотосъёмки которое отвечает на вопрос, как сделать хорошую фотографию на мобильный телефон.
Правило перспективы в кадре
Принцип его заключается в поиске единственной смысловой точки кадра. Проще говоря, все линии сходятся в одну в одном из мест фотографии. И именно это место является смысловым центром, туда подсознательно устремляется взгляд зрителя. На мой взгляд, кадры выполненные с применением этого правила- самые эффектные.
Приведу несколько примеров:
здесь линии обрыва, берега и воды сходятся в одну точку на горизонте.
линии могут сходиться не только в одной точке, но и вести взгляд зрителя к определенному фрагменту фотографии, например, как здесь. Фотография была сделана на смартфон в мае прошлого года в городе Выборг.
Ну и еще парочка классических примеров:
В общем и целом, ничего сложного нет, однако, применение этого правила даст потрясающий результат, снимки станут более выразительными и будут содержать в себе смысловую нагрузку.
Поиск точки съёмки
Верно выбранная точка съёмки, или ракурс фото может сделать кадр значительно интереснее, и даже самые привычные места предстанут в новом свете. Не все знают о том, что фокусное расстояние объектива смартфона, в среднем, составляет 35 миллиметров, этот угол несколько шире угла обзора человеческого глаза, который равен 50 миллиметрам в эквиваленте фокусного расстояния, следовательно, объектив более приближен к широкоугольной линзе, то есть к тем типам объективов, которые дают отличную перспективу кадра при правильно подобранной точке съёмки.
Обычно снимают так, заваленный горизонт, у фотографии нет особого смысла, взгляду зацепиться не за что:
Однако, если сменить точку съёмки, то результат выглядит совершенно иначе:
Еще один небольшой совет: не бойтесь снимать архитектуру, или природные сюжеты с нижней точки, очень часто съёмка с уровня земли является самой выгодной точкой!
Правильная экспозиция
Зачастую, камера мобильного телефона или квадрокоптера не всегда способна выдать изображение соответствующее ситуации. Самым распространенным примером может послужить фотосъёмка пейзажа на мобильный телефон: допустим, только что прошел дождь, на небе красивые пушистые облака, на земле растет сочная зеленая травка. При съёмке таких сюжетов, как правило вы получаете либо абсолютно белое «выбитое» небо, либо очень темную землю, на которой вообще ничего не разглядеть. Почему же так происходит?, все очень просто, камера телефона имеет очень маленькую матрицу (матрица- чувствительный к свету элемент камеры, на который попадает свет, и на котором в дальнейшем формируется окончательное изображение), и эта самая матрица просто не в состоянии передать весь цветовой и световой разброс в кадре! Вы почти что никогда не столкнетесь с подобной проблемой при съёмке в пасмурную погоду, так как в этом случае все объекты кадра имеют одинаковое освещение, и снимать можно не напрягаясь, в режиме полного автомата.
Пример 1: камера определяет освещение по земле, небо выглядит невыразительно и на уровне горизонта белое пятно:
Пример 2: камера определяет освещение исходя из неба, все что ниже уровня горизонта оказалось проваленным в жесткую тень:
Однако, что нужно делать, когда камера не хочет справляться с проблемой?, здесь есть два варианта: попроще и посложнее.
Вариант попроще
Наверняка при фотосъёмке вы все могли видеть на экране своего телефона нечто подобное, кружочек, или квадратик, если у вас айфон, и какие- то два странных треугольника (а иногда и линия):
Это самый необходимый инструмент для фотосъёмки на мобильный телефон. Дело в том, что этот кружочек определяет основную точку освещения кадра, а следовательно, вычисляет общую освещенность кадра. Условно, для простоты, назовем его экспонометр, впрочем, он им и является, только в несколько упрощенной форме. Так же кружочек отвечает за резкость изображения.
Самое простое что можно сделать- указать самому зону резкости и освещения в кадре, просто ткните в темную или светлую часть изображения, для того чтобы изменить светопробу.
Но что делать, если вдруг освещение по прежнему не будет вас удовлетворять? Нет ничего проще, с помощью треугольничков, или линии, которая находится возле кружочка отрегулируйте степень освещения, движение вниз сделает картинку темнее, движение вверх- светлее, попробуйте и увидите, как меняется изображение в кадре!
Вариант посложнее
Требует первичных навыков работы в фотошоп, в этом случае, делается два кадра, один светлый, другой темный и сшиваются в единое изображение, так называемая техника HDR. Сейчас останавливаться на этом я не буду, но обещаю в дальнейшем написать об этом отдельную статью.
Кстати, о технике HDR. Большинство, если не все, камеры современных смартфонов имеют режим съёмки в HDR, который позволяет выровнять динамический диапазон в кадре, а проще говоря, вытащить детали из самых темных участков изображения, и не дать засветить и без того светлые. Лично я всегда стараюсь использовать режим HDR при съёмке на мобильные устройства, за исключением фотосъёмки на квадрокоптер, там я поступаю иначе. В любом случае, перед печатью, я рекомендую обработать фотографию в фотошопе, удалить цифровой шум, и сделать цветокоррекцию в меру Ваших возможностей.
Программы для обработки фотографий на мобильном телефоне
Пол дела сделано, вы сделали фотографию, однако любой снимок нужно подвергнуть обработке. В цифровых магазинах огромная масса приложений для обработки мобильной фотографии. Хочется винтажности и пленкости? — пожалуйста. Хотите зерно на фото?- запросто! Может быть нужно удалить дефекты кожи особо не заморачиваясь?- и на этот случай есть готовое решение. Мой список приложений для фото в целом дублирует тот софт, которым я пользуюсь во время коммерческих съёмок, я не очень доверяю автоматике, и предпочитаю доводить фотоснимок до нужного эффекта руками. Итак:
- Пакет для обработки фотографий на мобильных устройствах SNAPSEED
Отличный и при том абсолютно бесплатный аналог фотошопа, есть возможность вручную подправить баланс белого, поработать с кривыми, тем самым самостоятельно определить яркость и контраст изображения. Программа имеет уйму фильтров имитирующих фотопленку (для неискушенного пользователя), можно сделать надпись (к сожалению, не все стили поддерживают кириллицу), на портретных фото может подправить наклон головы модели, да и вообще, в ней есть все необходимое для работы!
2. Nebi. Пленочное фото на мобильный телефон
Название программы говорит само за себя. Отличная имитация пленочных снимков с зерном. Можно добавить эффект выгоревшей пленки, при желании, докупается еще несколько пакетов для обработки фото. Так же можно уменьшать или увеличивать степень наложения эффекта на фотографию.
3. Пакет Bimostitch Pro
Программа для склейки панорам из нескольких кадров. Позволяет склеить панораму как из только что отснятых фотографий, так и из архива Гугл фото. Для несложного мобильного приложения имеет уйму полезных тонких настроек: к примеру, можно выбрать вид проекции будущей панорамы, есть автоматическая обрезка рваных краев и режим автоматического смешивания изображений, то есть, степень наложения и сглаживания фотографий. К сожалению, на данный момент, не поддерживает склейку вертикальных панорам (их лучше клеить в PTGUI), однако, в большинстве случаев, этого мобильного приложения хватает за глаза. Кстати, этим приложением я пользуюсь как черновиком, когда составляю техническое задание на объекте заказчика. Можно делать панорамы и прикреплять их к техническому заданию в качестве наглядного примера того, как все будет выглядеть. Ну и мне становится понятнее то, как будет происходить основная фотосъемка. Кстати, про версия стоит совсем недорого!
4. PanoramaCrop for Instagram
Позволяет разрезать готовые панорамы на части для выгрузки в Инстаграм. Очень удобная и бесплатная штука! Для своего Инстаграм @chelnyfoto я разрезаю панорамы на три части, что позволяет писать мне не один, а сразу три поста в день, плюс разрезанные на три части панорамы выглядят очень эффектно, когда располагаются в один ряд.
В целом, это все что я хотел рассказать о том как сделать отличную фотографию на мобильный телефон. Надеюсь, эта статья была полезной для вас, и ваши кадры станут еще более интересными.